Методическая копилка


Динамические перемены
Задачи: развивать у детей интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, повышать двигательную активность.
Игры осенне-весевнего периода

1.  «Совушка»
Игра проводится на площадке (в зале). Инвентарь не требуется. Играющие располагаются на площадке произвольно. Выбирается Совушка.Ее гнездо в стороне от площадки. По сигналу учителя «День наступает — все оживает» дети начинают ходить, бегать, подражая полету бабочек, птиц, жуков. После слов «Ночь наступает — все замирает» играющие останавливаются в той позе, в какой их застал сигнал. Совушка выходит охотиться: шевельнувшихся уводит в свое гнездо. Учитель снова произносит: "День наступает — все оживает'*. Совушка уходитв гнездо, играющие оживают. Роль Совушки меняется 2–3 раза.
2.  «Река и ров»
Занимающиеся построены в середине зала (площадки) в колонну по одному. Справа от колонны — ров, слева — река. Через реку надо переплыть (идти, имитируя руками движения пловца), через ров — перепрыгнуть. По сигналу учителя «Ров — справа!» дети поворачиваются направо и прыгают вперед. Тот, кто прыгнул в другую сторону, считается упавшим в реку, ему помогают выбраться, подавая руку. Затем все возвращаются к начальному построению. По сигналу «Река — справа!» дети поворачиваются налево и «плывут на другой берег». Тот, кто ошибся, попадает в ров. Ему подают руку, и он возвращается к товарищам. Выигрывает тот, кто ни разу или меньше всех ошибся.
3.  «Два и три»
Занимающиеся ходят или бегают врассыпную. По сигналу учителя «Один!» каждый образует пару с любым находящимся рядом игроком.Дети в паре берутся за руки и бегут к заранее установленному месту (флажку, стойке и др.), где строятся пара за парой в том порядке, в какомподбегают. Если учитель скажет «Три!», то играющие образуют тройки, а затем бегут к месту построения, которое укажет учитель. Отмечаются те, кто выполнил задание быстрее.
4.  «Быстро по местам»
Занимающиеся построены в одну или две колонны по одному. По первому сигналу учителя дети разбегаются по площадке. По второмусигналу все должны быстро встать на свои места. Проигрывает тот, кто занял место последним. Если играют две команды, то выигрывает команда, построившаяся раньше. Задание выполняют по сигналу учителя.
Вариант 1. Во время бега занимающиеся по сигналу учителя останавливаются и закрывают глаза (кроме игрока, стоящего в колонне первым). Учитель жестом показывает ему, где он должен встать. По второму сигналу дети открывают глаза и бегут строиться в колонну туда, где стоит первый.
Вариант 2. Дети должны построиться в колонну по одному там, где учитель поставил флажок, кегли, положил мяч.
5.  ""Ловишка" в кругу"
Посередине площадки чертят круг диаметром 4–5 м. Занимающиеся стоят по кругу. Выбирается водящий («ловишка»). Он становится в центркруга. По сигналу «Раз, два, три — лови!» дети бегут, пересекая круг. «Ловишка» должен их ловить, не выходя из круга. Тот, до кого «ловишка» дотронулся, временно выбывает из игры. Через 1–1,5 мин подается сигнал «Стой!». Подсчитываются пойманные игроки. Отмечается «ловишка», запятнавший больше всех детей. Из непойманных ребят выбирается новый водящий, и игра возобновляется после сигнала учителя «Раз, два, три — лови!»
6.  ""Ловишка", бери ленту"
Игра проводится на площадке. Инвентарь: ленточки разного цвета.
Играющие стоят по кругу. У каждого из них цветная ленточка, которая закладывается за пояс или ворот. В центре круга стоит «ловишка».По сигналу «Беги!» дети разбегаются по площадке. «Ловишка» бежит за играющими, стремясь взять у кого-либо из них ленточку. Лишившийся ленточки временно отходит в сторону. По сигналу учителя «Раз, два, три — в круг скорей беги!» все бегут в круг. «Ловишка» подсчитывает количество взятых им лент и возвращает их детям. Игра продолжается с новым «ловишкой», ее можно усложнить за счет уменьшения длины ленточек.
7.  ""Ловишка" — ноги от земли"
Игра проводится так же, но с условием: нельзя ловить детей, которые вовремя успели встать на какой-нибудь возвышающийся предмет —бревно, доску и др.
8.  ""Ловишка" с мячом"
Игра проводится как и предыдущие, но «ловишка» должен осалить убегающих мячом.
9.  ""Ловишка" с приседанием"
В этой игре нельзя ловить того ребенка, который присел.
10.  ""Ловишка" — на одной ноге"
Нельзя ловить того, кто остановился на одной ноге, обхватив колено другой ноги двумя руками. Один и тот же «ловишка» может водить2–3 раза.

11."Догони свою пару"     
Занимающиеся построены в две шеренги, парами, лицом в одном направлении, на расстоянии 2–3 шагов друг от друга. Они располагаютсяза линией на одной стороне площадки. По сигналу учителя «Раз, два, три — беги!» стоящие впереди бегут на противоположную сторону площадки, где проведена линия, за которой ловить нельзя. Стоящий сзади должен поймать убегающего до того, как он достигнет черты.Если ловящий не поймает убегающего, дети выполняют задание еще раз, а если поймает, то меняются ролями, и игра начинается опять по сигналу учителя. (При ловле друг друга не толкать, а легко касаться рукой убегающего.)
12.  «Кого назвали, тот и ловит мяч»
Дети ходят, бегают, прыгают по площадке. Учитель держит в руке большой мяч. Он называет имя одного из детей и бросает мяч вверх. Названный игрок подбегает и ловит мяч, бросает его вверх, называя по имени другого игрока. Победителем считается тот, кто с первого раза поймает мяч. Мяч необходимо подбрасывать вверх в том месте, где игрок его поймал; не подбрасывать мяч слишком высоко; ловить мяч следует с воздуха или после отскока от земли.
13.  «Найди пару»
Играющие ходят по площадке парами. По сигналу учителя разбегаются и бегут в любом направлении. На сигнал «Найди пару!» игроки быстро строятся парами (учитель должен также стать в пару с любым из играющих). Оставшемуся без пары говорят: «Ты, Сережа (Наташа и т. д.),не зевай, быстро пару выбирай!» Опять разбегаются, игра продолжается. Выигрывают те ребята, которые быстро нашли свою пару.
Игру можно усложнить, каждый раз меняя пару.

Игры зимнего периода
14.  «На льду»
1. Катание в ботинках. Скольжение по гладкой снежной или ледяной поверхности с сохранением равновесия.
2. Катание втроем. Двое ребят держат третьего за руки и тянут за собой. Скользящий наклоняет туловище немного вперед.
3.  Скольжение по льду с разбега. Во время скольжения оттолкнуться и немного проехать вперед.
4. Катание по льду с разбега. Во время скольжения повернуться на четверть, затем на полоборота.
5.  Самостоятельные игры и развлечения.
15.  «На санках»
1.  Толкание санок вокруг деревьев, кустов и других препятствий.
2.  Сидя верхом на санках, натягивая веревку и работая ногами, дети «скачут» к финишу.
3.  Дети садятся на санки по двое спиной друг к другу и, отталкиваясь ногами, едут к финишу.
4.  Дети садятся спиной к финишу и едут, отталкиваясь ногами.
5.  Самостоятельные игры и развлечения.
16.  «На лыжах»
1. Ходьба на лыжах без палок. 1–2 круга (200–300 м). Играющие на линии старта сильно отталкиваются палками и скользят до полнойостановки лыж. Побеждает тот, кто проскользил большее расстояние.
2.  Соревнуются парами. Стоя на лыжах без палок, по сигналу ведущего игроки начинают переставлять лыжи, поворачиваясь вокруг себя по часовой стрелке. Кто сделает это быстрее и станет в первоначальную позицию, тот считается победителем.
3. Игроки выстраиваются на линии старта. У каждого на ноге по одной лыже. По сигналу все устремляются к финишу. Победитель тот, кто пришел быстрее других.

Советы организаторам
1. Учите детей соблюдению правил игры.
•  Играйте честно, дружно, соблюдая правила. Соблюдение правил игры — закон.
•  В игре проявляйте побольше выдумки, смекалки, не нарушая принятых правил.
•  Обязательно слушайте руководителя игры. Подчиняйтесь капитану команды, в игре он — главный.
•  Победив, не зазнавайтесь (ведь можно играть еще лучше). Не смейтесь над проигравшими.
•  Проиграл — не унывай!
•  В игре не сердись на того, кто нечаянно толкнул или наступил на ногу.
•  Берегите инвентарь для игр.
•  Судьей должны быть довольны и победители и побежденные.
•  Для игр подыскивайте подходящее место. Не играйте на проезжих дорогах, игры с мячом проводите подальше от окон, в стороне от клумб,грядок и т. п.
2.  Старайтесь незаметно держать под контролем самостоятельную игровую деятельность шестилеток,  так как у них еще недостаточно развиты организаторские навыки, навыки самоконтроля, общения и др.
3. К организации динамических перемен привлекайте старших детей, где для этого есть возможность.
4.  Не забывайте об оптимальности двигательной нагрузки на динамической перемене, о чередовании видов игровой деятельности, чтобы дети не уставали, а динамическая перемена была им в радость.



ПАМЯТКИ ПО ЧТЕНИЮ.
ПАМЯТКИ ПО ЧТЕНИЮ УЧИТЕСЬ ЧИТАТЬ ПРАВИЛЬНО 
1. Следите за словами на строчке, не переставляйте их. 
2. Старайтесь понять то, о чём читаете. 
3. При чтении будьте внимательны к каждому слову. 
4. Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного слова, если поняли его. 
5. Старайтесь при чтении про себя не шептать текст, не шевелить губами. 

ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ И ОБРАЩЕНИЯ С КНИГОЙ 
1. Не берите книги грязными руками. 
2. Читайте, сидя за удобным столом. 
3. Держите книгу не ближе 30-40 см от глаз, с наклоном 45 см. 
4. Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом.Пользуйтесь закладкой. 
5. Не читайте до усталости. Через 20-30 минут делайте перерыв в чтении.
6. Храните книги в закрытых полках. 

КАК НАДО ГОТОВИТЬ ЧТЕНИЕ 
1. Прочитайте текст, заметьте слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки. 
2. Прочитайте несколько раз эти слова. 
3. Выясните значения всех не понятных слов по словарю или спросите у взрослых. 
4. Прочитайте текст повторно, перескажите его. 

УЧИТЕСЬ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО 
1. Помните, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете его. 
2. Старайтесь мысленно представить себе то, о чём читаете. 
3. Определите своё (и автора) отношение к событиям, героям и постарайтесь при чтении передать его интонацией. 
4. Определите свою основную задачу чтения (что вы хотите передать). 
5. Читайте, чётко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста. 
6. Выделите голосом важные места. 

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО 
1. Уметь ровно и глубоко дышать — владеть своим дыханием. 
2. Уметь говорить звонко, громко, но без крику: так, чтобы тебя далеко было бы слышно. 
3. Уметь говорить замедленно, протяжно — и быстро, но правильно. 
4. Отчётливо выговаривать звуки и их сочетания,— чтобы каждый звук был хо­рошо слышен! Это дикция; помогут скороговорки. У некоторых детей не получаются звуки Л-Р, С-Ш, Й — надо научиться отчётливо произносить любой звук. 
5. Понимать полностью то, что читаешь. Понимать характеры действующих лиц в рассказе, басне, сказке, понимать настроение поэта, написавшего стихотворение. Без ясного, глубокого понимания текста выразительное чтение не получится. 
6. Уметь различать и придавать своему голосу интонации: радостные и пе­чальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобритель­ные, а также интонации перечисления, выделения, завершения, противопоставле­ния и другие. 
7. При чтении, при разговоре, особенно в выступлении со сцены,— видеть, как тебя слушают, понимают ли тебя, интересно ли твоему слушателю, не скучает ли он, не отвлекается ли. 
8. Умение не теряться в случае неудачи, быть настойчивым, упорно работать над собой, над своим голосом, произносительными умениями, добиваться постав­ленной цели.


Как помочь ребенку стать внимательнее?
     Успехи детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от их способности быть внимательными.
     Когда ребенок становится учеником, к нему предъявляются разного уровня новые требования, у него появляются новые обязанности. Кто-то с ними справляется легко и просто, а для кого-то это сложный и порой трудный процесс.                                             Школа, в свою очередь, стремится не только дать определенный багаж знаний своим ученикам, но и ставит более значимую цель — научить детей учиться. Это сделать не так просто, так как в первую очередь эта цель требует развития у детей всех необходимых для учения познавательных процессов. Это мышление, память, воображение, внимание.      Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих. Очень часто оказывается, что успехи наших детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у них способности быть внимательными. Как часто мы говорим своему ребенку-школьнику: «Ты невнимательный!», когда ребенок допускает нелепые ошибки, не может их найти. Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится труднее, т.к. поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.
    Внимание — это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Конечно, в школе предусмотрены практически на всех уроках задания на внимание. Но надо заметить, что как бы ни старались учителя использовать эти задания в своей педагогической деятельности, они могут только поддерживать тот уровень развития внимания, который имеется у учеников на данном этапе. На это существуют определенные причины: во-первых, объем учебного материала достаточно велик; во-вторых, должна быть определенная система заданий и работа, как правило, должна быть индивидуальной, что в классе осуществить трудно.  
    Тем не менее, ученику необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. Самому младшему школьнику это сделать еще трудно. И главным помощником ребенку могут стать его родители. Работать есть над чем. Это показали результаты анкетирования, проведенного среди учащихся 2-ых классов.
    На вопрос «Часто ли ты отвлекаешься во время выполнения домашнего задания?» только 31 % учащихся ответили, что они не отвлекаются. Причинами того, что может отвлечь, называли разное. Чаще всего отвлекают сами родители (так считают ваши дети!). Не меньше отвлекают другие родственники, среди которых чаще назывались младшие братья и сестры. Могут отвлечь и домашние животные, реже были названы такие причины как телефон, телевизор (громкий звук).  
    Был и еще один вопрос: «Считаете ли вы себя внимательными?» Из всех учащиеся ответили «нет» — 53 %, «да» — только 19 %.
    Так же были и другие интересные сведения, которые доказывают, что развитию внимания родители не придают большого значения.
   Например, по ответам детей, дома помогают делать уроки 79% родителей, из них помогают и подсказывают 27 %, проверяют работы, иногда объясняют непонятное — 31%, за двойки ругают 41%, расстраиваются и выясняют причину двойки — 8%, не занимаются дополнительно и не играют со своими детьми — 66% .Чтобы помогать ребенку, мы должны знать, что надо делать и как.
   Что же такое внимание? Внимание — это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание. Когда учитель говорит об отсутствии внимания вообще — это очень обобщенно. Внимание имеет такие основные свойства как концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение. И у ребенка может быть развито хорошо одно из названных свойств внимания и совершенно отсутствовать другое, которое как раз и требует коррекции. Поэтому прежде, чем приступать к занятиям по развитию внимания, надо знать, какие именно свойства слабо развиты у вашего ребенка, ибо каждое свойство очень значимо для успешной учебной деятельности.
   Концентрация внимания — умение сосредоточиться на нужном объекте, его частях, способность вникнуть в задачу. Ребенок с хорошей концентрацией внимания отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, тот, у кого не развито это свойство, бывает рассеянным и несобранным.
  Объем внимания — это количество одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от 3 до 5. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Умение выполнять эти операции говорит о развитии логического мышления.
   Устойчивость внимания — это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа (интерес к заданиям повышенной трудности).
   Распределение внимания — это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: заниматься работой и наблюдать за окружающим (легко ли воспринимаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя).
   Переключение внимания — это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.
   Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях и действиях (продолжают решать, когда все закончили; все считают устно, а некоторые пытаются в это время записывать то, что до этого сделать не успели).  Когда вы изучите внимание своего ребенка и выявите, какое свойство наименее развито — можно приступать к занятиям.              
 К числу эффективных средств развития внимания относятся игры и игровые упражнения, которые можно включать в любую, даже очень серьезную деятельность.

Примеры игр и упражнений для тренировки внимания:
  1.  «Кто внимательный?» Читают текст. Дети должны понимать смысл и считать количество слов со звуком [М], например.
  2. «Сколько чего?» Детям нужно осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, отбирая по любым признакам: цвет, форма, материал, из которого сделаны предметы, чтобы была определенная буква в их названии.
  3. «Повтори быстро». Ребенок может повторять за вами слова только тогда, когда вы говорите слово «повторите» (диалог идет быстрый). Можно использовать слова: скажите, произнесите и т.д.
  4. «Построй в темноте». На столе кубики и спичечные коробки или иные предметы (части от конструктора, кубики разного размера). Ребенок с завязанными глазами должен быстро построить одной рукой столбик с основанием в один кубик (возможен соревновательный момент).
  5. «Не собьюсь». Счет до 30. Определенные числа (содержащие цифру 3, делящиеся на 3) называть нельзя. Вместо них — любое движение или слово (подпрыгнуть, сказать «не собьюсь»).
  6. Бросать мяч, называя существительные. Ребенок, принимая мяч, называет подходящий по смыслу глагол и говорит свое существительное и т.д.
  7. Игры в шашки и шахматы. Эти игры не зря называют школой внимания. Надо просчитать ходы наперед, сделать выводы.
  8. Игра в перепутанные действия. Если я подниму руки вверх, дети — в стороны, если я присяду — дети подпрыгивают и т.д. Нельзя забывать, что задания на развитие внимания часто встречаются в различных детских журналах и др. изданиях. Это хорошо вам знакомые лабиринты, рисунки с перепутанными линиями, нахождение отличий на картинках, вычеркивание в тексте определенных букв (через три), решение различных головоломок и др. Так вырабатывается сосредоточенность.
  9. Учитель или родитель предлагает решить устно несколько арифметических примеров. Например, даны 2 числа — 84 и 26. Первую цифру второго числа нужно умножить на вторую цифру первого, к полученному произведению надо прибавить вторую цифру второго числа и из этой суммы вычесть первую цифру первого числа (2 × 4 + 6 -8 = 6) (устойчивость внимания).
  10. Предлагается удержать восприятие рисунка (усеченная пирамида, приближающаяся к нам — уходящая внутрь; профиль — ваза), только в одном положении определенное время. При изменении ставить черточку на бумаге (объем внимания).
  11. Посмотреть на предметы в течение 1 секунды и потом назвать: сколько и какие предметы изображены? какие цифры изображены? в какую фигуру вписана та или иная цифра? (распределение внимания).
  12. Одновременно решать несложные математические примеры и слушать пословицы. Затем назвать ответы и повторить, что за пословицы были названы.
  1. Писать числа от 1 до 20, а называть их при этом в обратном порядке.
  2. По таблице с буквами и цифрами — сначала назвать цифры по порядку, потом — буквы по алфавиту, потом чередуя букву — цифру (переключение).
  1. На листочке числа от 1 до 20 вразброс, надо указать и назвать их по порядку как можно быстрее
Помогайте вашим детям стать внимательными. Приобретайте и читайте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.
Играйте вместе с детьми. Это дает возможность лучше понять ребенка, лучше его узнать, найти правильный подход, расположить его к себе.
Не забывайте о спортивных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание.

Учите детей быть наблюдательными — умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире (что-то переставили дома, сломалась ветка дерева, сорвали цветок, который вчера еще был и т.д.) Все это будет способствовать обогащению и развитию личности.

Диагностика готовности к обучению в школе
E-mail

Задание 1
Цель: выявить умение ориентироваться на плоскости (вле­во, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчиты­вать клеточки.
Условия выполнения задания: Задание  выполняется  на клетчатом листе. Предварительно в центре листа необходимо одну клетку закрасить черным цветом. Для работы детям нужны красный, синий, зеленый и желтый карандаши.
Текст задания: Ребята, найдите на клетчатом поле чёрную клеточку.
1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной кле­точки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным ка­рандашом.
2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз на две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.
3. Возьмите зелёный карандаш и клеточку, расположенную слева от синей, и через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.
4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом».
Оценка выполнения задания:
0 баллов — не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены, но их расположение не соответствует ин­струкции.
1 балл — выполнен верно только один пункт задания, допу­щены ошибки в направлении, пересчете клеток, начале отсчета.
2  балла — выполнены верно два или три пункта задания.
3  балла — все пункты задания выполнены верно.
Если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится знак «минус».
Задание 2
Цель: выявить умение выбрать и выполнить операцию сло­жения и вычитания; при умении правильно понять текст задачи и перейти от заданного числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).
Условия выполнения задания: Задание  выполняется  на клетчатом листе.
Текст задания: Здесь вы будете выполнять следующее задание. Посмотрите на свои листы. Послушайте задание.
1. В классе (группе) сегодня дежурят 3 девочки и 2 мальчи­ка. Сколько детей дежурят сегодня в классе? Нарисуйте столь­ко кружков, сколько детей дежурят сегодня в классе. (Текст за­дачи можно повторить.)
2. В легковой машине ехало 6 человек. Двое вышли из ма­шины. Нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить.)
Оценка выполнения задания:
0 баллов — есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.
1  балл — выполнена верно только одна задача, попыток вы­полнить вторую задачу нет.
2 балла — одна задача выполнена верно, есть попытка ре­шать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное.
3  балла — обе задачи выполнены верно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий